petr-pavelВо всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5), — так воспевает царь и пророк Давид, пророчески восхваляя святых Апостолов, которым суждено было потрудиться над распространением евангельской проповеди по вселенной.
Совершая память величайших избранников Божиих — святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы размышляем о тайне их и нашего избрания. Бог хочет всему человечеству спастись, и Он призывает каждого к соработничеству с Ним особенным образом. Это избрание совершается свободно, оно — дар Божий. Все, кто призван благодатью, снова и снова будут слышать, как впоследствии Петр, а так же и Павел, зов Господень: «Любишь ли Меня?» И все зависит от нашего ответа Господу.
Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного избрания святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую христианскую историю?
Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. Ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.
Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона – фарисеем; его воспитывал знаменитый законоучитель Гамалиил, уважаемый всем народом. Кроме того, Савл был великолепно образован и сведущ в античной мудрости, прекрасно знаком с античной культурой. У него была большая власть: он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако все это он делал по своей пламенной ревности к Богу, и поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, Савл с такою же ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.
Апостолы Петр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Петр первым из апостолов был заключен в темницу, а затем перенес поругание и побои от иудеев, но только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах. Неоднократно его бросали в тюрьмы, подвергали преследованиям и побоям. И после того, как апостол Петр обратил в христианство двух жен римского императора Нерона, Нерон велел распять его на кресте.
Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Евангелия. Во время своих странствований он написал 14 посланий, которые, как говорит Иоанн Златоуст, «ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта». Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу. Иудеи неоднократно хотели убить апостола Павла. Один раз побили камнями и, сочтя умершим, выбросили за город. Потом свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют Павла. Но промыслом Божиим он продолжал свое служение. На больных возлагали платки и пояса, взятые у апостола Павла, и у страждущих прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Апостол воскресил юношу, упавшего с третьего этажа. За все это Нерон велел умертвить Павла мечом.
Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошанием «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Апостол Петр, который удостоился присутствовать на Фаворе при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика.
Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.
Братья и сестры, если на жизненный путь этих Апостолов мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся хотя бы подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смиренню, и это станет залогом нашего спасения. Аминь.

Протоиерей Андрей КОСТОВ,

настоятель храма свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских