В этот праздничный день Святая Церковь воскрешает в нашей памяти то евангельское событие, в котором повествуется о том, как Христос Спаситель, сорокадневным младенцем, «по обычаю законному,» принесен был в Храм Иерусалимский Своей Матерью и благочестивым старцем Иосифом.
Но не только совершено было в этот день принесение в ветхозаветный Храм Того, Кто создал новую и совершеннейшую скинию, не только принесена была жертва за Того, Кто Сам впоследствии стал великой и единой жертвой Нового Завета.
Здесь произошло еще нечто более дивное и таинственное: Сретение. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча ветхозаветного человечества с Богом в лице старца Симеона. Он был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исаии, что Спаситель родится от Девы. И тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил более 300 лет. И вот, в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Какою радостью и счастьем дышат его последние слова. Ведь тот счастливый день, о котором ему было открыто Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит грядущего Мессию, уже настал. В этот благословенный день его очи увидели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет.
Справедливо отметить, что праведный Симеон сподобился быть Богоносцем не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но прежде всего потому, что он в сердце своем носил Христа еще до встречи с Ним. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Кто любит Меня, — сказал Господь, — тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20).
Из выше изложенного следует что, для того, чтобы воспринять это высокое достоинство, необходима, прежде всего, искренняя любовь ко Христу и неукоснительное соблюдение Его святых заповедей, а также открытое сердце человеческое, готовое принять Того, Кто стучится в него.
Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? Без всякого сомнения – его праведность, то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то и не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то мало было бы отрады ему в том, и не восклицал бы с таким неподдельным воодущевлением: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. И пример тому — многие иудеи, прикасавшиеся к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.
Вглядываясь сегодня в образ праведного старца, остающегося даже через века для всех нас ярким примером, будем стремиться к тому, чтобы стать и нам Богоносцами. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители. А в тот неизбежный час ухода нашего из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной от всей души с глубоким удовлетворением и без всякого страха перед лицом смерти, могли воскликнуть, подобно праведному Симеону: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром!

Протоиерей Андрей Костов
кандидат богословия
преподаватель Одесской духовной семинарии
настоятель храма св. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских